Космические аппараты и системы предстартовой подготовки оперируют тысячами сигнальных и аналоговых параметров контроля и управляющих воздействий. Контроль современного космического аппарата обязательно предполагает использование цифровых каналов связи с бортовыми вычислительными комплексами.
Справиться с задачами контроля могут только автоматизированные испытательные системы (АИС), предоставляя человеку возможность принимать решения по результатам контроля на разных стадиях работы.
Требования к АИС изменяются по мере продвижения объекта контроля от сборочного цеха до стартовой площадки. Если на начальной стадии работы с объектом контроля необходимо задействовать максимальное количество каналов телесигнализации, телеметрии и телеуправления, то по мере комплектования объекта контроля аппаратурой и вычислительной техникой количество контролируемых и управляемых каналов сокращается, так как функции контроля и управления перераспределяются между бортовыми и наземными системами.
В то же время на стартовой площадке возрастает удаленность объекта контроля от пункта управления (до нескольких километров) и повышаются требования к функциональной и аппаратной надежности. На старте предполагается использование оптоволокна. После старта на АИС совместно с образцом изделия возлагаются функции моделирования нештатных ситуаций, возникающих во время эксплуатации космического аппарата на орбите.
Многолетний опыт практической работы по эволюционному развитию контрольно-испытательных систем позволяет сформировать следующие принципы построения и дальнейшего развития АИС:
С точки зрения архитектуры АИС включает три уровня:
В качестве аппаратуры обработки данных, устанавливаемой на пункте управления, используются промышленные вычислительные комплексы, объединенные в локальную сеть. Аппаратура сопряжения с объектом контроля представлена множеством разнообразных функционально и конструктивно законченных модулей сопряжения, оснащенных микроконтроллерным управлением.
Каналы передачи данных кроме основного назначения одновременно решают задачи телеметрии, телеуправления, телесигнализации и связи в той части, какую нецелесообразно или невозможно возложить на соответствующие модули сопряжения. Поэтому, кроме линий связи и аппаратуры передачи данных, в каналы передачи данных включены процессорные блоки с соответствующей производительностью, контроллеры локальной сети и блоки коммутации для организации резервирования.
Каналы передачи данных АИС используются как с совмещением различных подсистем контроля, если это позволяют их производительность и требования к резервированию, так и с локализацией подсистем контроля в отдельных каналах передачи данных. Открытость архитектуры подразумевает возможность использования ресурсов процессорных блоков каналов передачи данных программным обеспечением Пользователя, привычную операционную систему, загрузку и конфигурирование отдельных исполнительных файлов через каналы связи АИС.
Автономность каналов передачи данных и модулей сопряжения определена требованиями развития новых структур АИС в минимально возможные сроки и с минимальными финансовыми затратами.
Для решения задач контроля при небольшом удалении от объекта контроля (сборочный цех) возможно подключение модулей сопряжения непосредственно к контроллерам канала связи, установленными около вычислительных комплексов пункта управления.
Изменение отдельных параметров и расширение функциональных возможностей производится изменением номенклатуры и количества аппаратных и/или программных модулей, разработкой или модернизацией их. Таким образом, модернизация АИС может выполняться непосредственно у Пользователя.
В настоящее время автоматизированная испытательная система состоит из следующих подсистем:
Подсистема телеуправления (стойка ПУ, модули МВВДС-С, МВВДСУ, МУРК, МКПН10) вырабатывает до 4000 командных сигналов.
Подсистема телесигнализации (блоки ВКБМ, КПМ, МСПОИ, модули УПОИ-М, МДС) контролирует состояние около 3000 датчиков сигнальной информации. Предназначена для выявления изменений в состоянии датчиков, их группирования по функциональным признакам и последующей обработки информации об этих датчиках. Производит измерение временных интервалов между моментами изменения состояний отдельных датчиков, привязку к реальному времени, формирование кадров информации и выдачу их в вычислительный комплекс. Обеспечивает привязку к базе данных Потребителя, перезагрузку программ обработки информации, резервирование на уровне отдельных функциональных частей, дистанционное управление резервом.
Подсистема телеизмерения включает ряд измерителей (модули МАЦП-С, МКК) и коммутаторы (модули МУКЦЗО) на 1000 входов. Предназначена для автоматического измерения величин различных аналоговых сигналов, преобразования результатов измерения в цифровую форму и передачи полученной информации на шину обмена с контролером ввода-вывода.
Подсистема телеизмерения обеспечивает измерение в широком динамическом диапазоне напряжения постоянного тока, напряжения переменного тока и активного сопротивления.
диапазоны измерения напряжения постоянного тока | 4, 40, 200 В |
основная приведенная погрешность, не более | 0,2 % |
диапазоны измерения действующего значения напряжения переменного тока | 4, 40, 220 В |
основная приведенная погрешность, не более | 0,5 % |
диапазоны измерения сопротивления постоянному току | 20, 100 Ом, 1, 10, 100 кОм, 1, 10 МОм |
основная приведенная погрешность, не более | 0,25 % |
Подсистема телеизмерения поддерживает следующие режимы измерения:
Подсистема передачи данных и связи с бортовыми вычислительными системами (стойка ПК, контроллер КВВ-С, модули МРСИ, МСЦК, МР, МУР) использует интерфейсы типа RS-485, RS-422, «Токовая петля» и аналогичные им.
Подсистема контроля и управления электропитанием (модуль МКП2) содержит четыре канала и позволяет контролировать состояние силовой сети, обеспечивает защиту от короткого замыкания и перегрузок по току и напряжению.
Осуществляет в каждой цепи силового электропитания:
погрешность измерения тока | в диапазоне от (0 – 50) А – ±1 А |
погрешность измерения напряжения | в диапазоне (24 – 34) В – ±0,1 В |
диапазон установки значений нижней и верхней границы допускового контроля | (24 – 34) В |
диапазон уставок защиты по напряжению/току | (24 – 36) В / (5 – 55) А |
Предлагаемая автоматизированная испытательная система, отдельные ее подсистемы могут быть использованы для контроля сложных объектов других отраслей промышленности (самолетов, противовоздушных комплексов и т.п.) как базовые с возможным включением в ее состав дополнительных модулей сопряжения.